Гувернерство в России: развитие домашнего воспитания

Гувернерство в России: развитие домашнего воспитания

Если няни и домработницы в эпоху развитого социализма еще изредка встречались в отдельных семьях, причем, как правило, их могли себе позволить нанять именно представители партийной элиты, то гувернантки для жителей СССР были понятием сугубо историческим и безвозвратно канувшим в Лету.

Сейчас найти гувернантку в Москве можно легко и это снова набирает популярность.

Для истории характерна цикличность, и многие общественные явления и забытые профессии возвращаются, а с ними и историческая память. А история гувернерства в России насчитывает не один век и начала свое берет в петровских реформах.

Гувернеры в России – признак смены церковного воспитания светским

В дворянских семьях допетровской эпохи воспитанием детей сначала занимались няньки, потом девочки обучались рукоделию у мастериц, в некоторых случаях грамоте у монахинь.

Для мальчиков образование было важнее, к ним представлялись смышленые «дядьки», совмещавшие функции телохранителя и воспитателя, а грамоте обучали священники или монахи – самые образованные по тем временам люди. Обучение шло по церковным книгам, а многие дворянские отпрыски и вовсе были безграмотными.

Реформы Петра дали толчок к развитию образования, как общественного, так и домашнего, по западному образцу. Мальчиков из богатых семей отправляли на обучение за границу, а чтобы подготовить к такой поездке, стали приглашать для обучения языкам немцев и итальянцев. Так появились первые гувернеры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах.

Петр повелел дворянских детей учить в созданной им академии, а домашних учителей запретил, особенно иностранных и иноверных, чтобы они не противостояли православной вере и интересам государства. Наказанием за нарушение была конфискация имущества.

Гувернеры в Росии – полуграмотные иностранцы и выпускники университетов

В екатерининскую эпоху подходы к домашнему воспитанию и обучению смягчились, и почти во все дворянские и купеческие семьи стали приглашать учителей, гувернеров и гувернанток, причем в основном иностранных – немок, француженок, англичанок. В результате дети из богатых семей прекрасно стали говорить на иностранных языках, но многие из них с трудом объяснялись по-русски.

Не всегда эти воспитатели знали еще что-нибудь, кроме языка, многие были без образования и с сомнительным прошлым, поэтому вскоре опять пришлось наводить законодательный порядок в этой сфере.

Императорским указом в конце 18 века было наказано, чтобы гувернеры и учителя-иностранцы были со специальными дипломами, выданными Московским университетом или Академией наук.

Но, конечно, таких образованных домашних воспитателей на всю Россию и даже Москву не хватало, поэтому в 1804 году была разрешена выдача аттестатов, позволяющих заниматься гувернерством, в гимназиях.

Иностранные учителя без аттестатов могли быть высланы из страны, а их хозяевам полагался штраф 100 рублей – по тем временам большие деньги.

Труды гувернеров в богатых семьях щедро оплачивались. Все люди, занимавшиеся воспитанием и образованием детей от 3 лет на дому, считались служащими в Министерстве народного просвещения, причем статус домашнего учителя (наставника) был выше статуса гувернера, и для его получения нужно было сдавать экзамены.